Камала Абдыкадырова, Будапешт. Дизайнер одежды, основатель бренда Uulman

Главная > Выпускники > Истории выпускников >

Камала Абдыкадырова, Будапешт. Дизайнер одежды, основатель бренда Uulman


Город: Будапешт 
Бренд: Uulman
Ниша: современная этно мода
Концепция: экологичная одежда из войлока с натуральным окрашиванием
Фэйсбук: kamala.abd.9
Инстаграм: @uulman_felt
Результат: Дизайнер сформировал свой узнаваемый стиль и в процессе обучения создал концептуальные целостные коллекции, которые успешно выставляются на выставках в Европе и моментально раскупаются
Выпускник программ: Стань Дизайнером Одежды 

Дизайнер Камала Абдыкадырова создает одежду и аксессуары в сегменте экофэшн, но ее творчество выходит далеко за рамки дизайна. Камала — одна из тех людей, кто заботится о мире, экологии и разумном потреблении.

С Камалой я познакомилась в 2015 году, когда она поступила ко мне на курс “Стань Дизайнером Одежды”. На тот момент у нее уже был огромный опыт в индустрии, а ее работа была несколько раз отмечена сертификатами качества ЮНЕСКО в рамках проектов по борьбе с бедностью в мире.

Камала поступила с целью сформировать свой узнаваемый стиль и в процессе обучения создала концептуальные целостные коллекции, которые успешно выставляются на выставках в Европе и моментально раскупаются. У дизайнера сформировалась своя преданная аудитория, которая приезжает специально на выставки, чтобы посмотреть и купить ее изделия. Дизайнер получает огромное количество предложений о сотрудничестве и коллаборациях.

Картинка в статью_личное_фото.jpg

О социально значимых проектах, формировании своего стиля, эстетике традиционной одежды, участии в выставках в Европе и планах на будущее с Камалой поговорила креативный директор FashionElement Кейт Роменски.

Чем ты занималась до того как решила стать дизайнером?

— Я закончила Архитектурный Строительный Институт в Бишкеке (Киргизская Республика – прим. редактора) на инженера-экономиста-строителя и 17 лет проработала по специальности. Но это не приносило мне удовольствия, и все равно я возвращалась к тому, что хочу шить платья себе и своим родственникам. Я всегда этим занималась, у меня и мама очень хорошо шьет и вообще вся семья занимается рукоделием. В 2008 году я начала полностью пересматривать свою жизнь, и приняла решение заниматься любимым делом – войлоком. Это было новое интересное направление, хотя войлок и считается традиционным ремеслом в Кыргызстане. Как ты знаешь, мы живем в войлочных юртах, стелим войлочные ковры. В результате, меня это дело очень увлекло, пошли первые заказы. Совместно с моей мамой и сестрой мы начинали с аксессуаров, делали войлочные шарфики. И постепенно перешли на изделия уже побольше, начали выпускать коллекции платьев. Нами заинтересовался крупнейший мультибрендовый войлочный бутик в Кыргызстане — «Арт Cалон Тумар». У них официальные дистрибуторы по всему миру и свои бутики в Европе, Америке и в России. В этот бутик было очень сложно попасть, они брали только изделия самого высокого качества. И они начали сотрудничество с нами.

В каком году это было?

— Это был 2010 год, через два года после того, как я стала заниматься войлоком. Наши изделия очень хорошего качества и на них сразу же появился спрос. Мы продавали в неделю по 40 шарфиков. Для того времени это были очень хорошие продажи.

В 2012 году ЮНЕСКО наградила нас сертификатом качества. Естественно, это тоже сыграло нам на руку – бутик предложил провести персональную выставку наших работ. Мы сделали шелковую коллекцию одежды с войлоком. Коллекция имела успех, очень много людей пришли на открытие, о нас написали на сайте бутика. После столь успешной выставки наше сотрудничество продолжилось.

Примерно в то же время я начала работать в проекте по сокращению бедности на территории Республики Кыргызстан. Мы помогали женщинам наладить собственное производство через переработку и выпуск изделий из овечьей шерсти. И если раньше они делали ковры, а это большие крупные работы, то постепенно стали переходить на платья и шарфики — совсем другие изделия, очень изящные, деликатные. И за счет этого мастера расширяли свой ассортимент.

Проект имел очень большой успех, потому что изделия стали пользоваться спросом по всему миру, мастера стали выезжать на международные выставки и ярмарки. Через четыре года состоялось отчетное собрание и, увидев результаты, проект продлили еще на четыре года. Я была технологом-дизайнером, составляла методические пособия по валянию, придумывала интересные цветовые сочетания.

Кстати, в 2012 году проект тоже получил сертификат качества ЮНЕСКО благодаря моему дизайну. Я разработала дизайн сидушек и подобрала цветовые сочетания с натуральным окрашиванием. И этот войлочный комплект получил знак качества ЮНЕСКО, но его, конечно, делали женщины, которые работали в проекте. И мне было очень приятно.

Я начала уделять больше времени своему производству, выезжала на зарубежные выставки-ярмарки. У нас были оптовые заказы, по 200-300 единиц — очень большой и успешный проект, но у меня было слишком мало времени для творчества.

Получается, ты больше погрузилась именно в бизнес-составляющую?

— Да. И у меня совершенно не было времени разрабатывать новые модели, заняться творчеством, потому что женщины, которые работали в моей мастерской, они делали только техническую часть. Я никак не могла делегировать свои полномочия, потому что мне приходилось заниматься полностью дизайном, разработкой и окрашиванием.

Ты очень хорошо наладила бизнес-процессы, но все равно было что-то, что тебя не устраивало?

— Да. Не было времени на творчество. Не было даже времени просто оглянуться, подумать, собрать мысли. В конце концов, в 2015 году во время очередной ярмарки-выставки за рубежом я познакомилась со своим будущим мужем и переехала в Венгрию. Мастерская осталась на попечение моей мамы и сестры. И только после переезда в Будапешт я наконец-то могла передохнуть, оглянуться по сторонам и заняться творчеством. Я полностью погрузилась в него, стала заниматься окрашиванием, исследованием натуральных красителей. Потом я случайно познакомилась с вашей школой.

Как ты поняла, что это именно то, что тебе нужно?

— Я поняла, что хочу заниматься одеждой, но мне надо было как-то систематизировать все. У меня были какие-то отрывочные знания, надо было все привести в систему. Раньше мои коллекции были просто набором вещей. И я понимала, что что-то не так, но не могла понять, что именно. Но я видела, сопоставляла с другими коллекциями, понимала, что чего-то не хватает. К тому же, сильно оно не выстреливало. Не было идеи, концепции, системы. И так как не хватало знаний именно в этой области, то я подумала, что надо поступать в вашу школу. И обучение дало мне всё и даже больше, чем я хотела узнать. В FashionElement сразу идет погружение в тему, нет ничего лишнего, нет каких-то пространных вещей, только суть. Вы очень глубоко раскрыли именно то, что мне было нужно.

Фото_10_коллекция_к_истокам.jpg

Ты переехала в Венгрию и поступила учиться в FashionElement. Как поменялся твой продукт?   

— У меня появилось направление и я поняла, каким дизайнером я хочу быть, в моих работах появился свой стиль, стала вырисовываться определенная эстетика. Раньше это был просто набор вещей разных дизайнов, а сейчас я поняла что хочу делать и что мне нравится. Мои изделия получились более стильными, стройными, стали более ориентированными на тренды. Мое видение дизайна стало глубже.

Фото_9_коллекция_к_истокам.jpg

Недавно был такой момент. Я случайно наткнулась на конкурс, в котором участвовала Валерия Малахова — ваша выпускница. Я случайно наткнулась на это видео, и посмотрела «от» и «до» весь конкурс. И я поймала себя на мысли, что понимаю абсолютно все, о чем там идет речь. Если раньше я слушала и не понимала, о чем они говорят, то теперь я полностью поняла. Я поняла, почему этот студент был слабый, а этот сильный, в чем был интерес к их работам. Я полностью понимала о чем говорят судьи, я с ними соглашалась. Для меня это был не темный лес, а как будто с глаз сняли повязку и я начала «видеть» дизайн.

Появился профессионализм, а с ним и уверенность.

— Да. Я поняла, что нужно делать, а что не нужно. Начала разбираться в трендах, цветовых сочетаниях, стала понимать коллекции модельеров. Я смотрю на коллекцию и понимаю, что дизайнер хочет этим сказать, а не просто что-то такое он на себя надел, или зачем он это сделал. Понимая концепцию дизайнера, ты понимаешь его коллекцию.

Конечно. В Европе все более требовательны к стилю, важно чтобы у дизайнера было свое видение. Как изменилась твоя жизнь, когда ты начала учиться и переехала в Европу? Там, все-таки, нужно доказывать что твои изделия стоят дорого, что это стильно, что это актуально.

— Да. Дело в том, что когда я раньше продавала свои изделия в Европе, находясь в Азии, я не могла понять, почему европейцам они нравятся, не могла посмотреть их глазами. А теперь, живя здесь, я понимаю почему им нравится именно это сочетание, почему они хвалят и предпочитают именно эту вещь. Я смогла взглянуть на свои работы глазами европейца, поняла слабые и сильные стороны. И для меня очень важно и приятно, что то, что мне самой нравится в моих работах, нравится и находит отклик у моих покупателей.

Фото_8_Процесс_разработки_коллекции_к_истокам.jpg

Ты нашла свою целевую аудиторию.

— Да. Мы как бы заговорили на одном языке.

У тебя состоялись несколько выставок с того момента, как ты пришла к нам учиться. Расскажи про участие в этих выставках, как все проходило и какие результаты?

— Первая выставка на которой я начала применять знания, полученные в FashionElement, прошла в Бишкеке в арт-салоне «Тумар». Это брендовый магазин, он очень стильный и предъявляет высокие требования к качеству работ. Бренд собирает дизайнеров, концепции которых основаны на традиционных вещах. Поэтому, я отталкивалась от темы национальной восточной одежды — кимоно и Японии. Форму я взяла именно оттуда. Я использую натуральную овечью шерсть и натуральные красители. Это очень хорошо перекликается с их концепцией. Они тоже любят неокрашенную шерсть, которая не подвергается никакой химической обработке. За счет этой концепции у них очень хорошие продажи за рубежом, особенно в Америке. В США вообще очень любят экологичные вещи.

Тренд на экологичность сейчас набирает популярность с каждым годом.

— Да. Это была персональная выставка, для которой я разработала верхнюю одежду и аксессуары. Весь салон был украшен только моими работами, которые были представлены в формате галереи. Там была не только одежда, но и интерьерные панно, выполненные в технике натурального окрашивания из войлока, сшитые из хлопка текстильные панно, тоже окрашенные натуральными красителями. Салон был оформлен в минималистичном стиле специально приглашенным дизайнером. Мне очень понравилось, что там были только природные материалы – войлок, дерево, керамика. Для Кыргызстана это было очень ново и необычно, выставка имела огромный успех. Мне звонили из разных СМИ, телевидения, газет, просили дать интервью, приезжали в салон, искали автора.

Foto_1_выствка в шоуруме_Камала.jpg

У тебя появилась концептуальность в дизайне. Это очень важно в моде и в искусстве в целом. Ты убрала грань между просто модным брендом и искусством и объединила это в одно целое.

— Да. Я понимаю, что сейчас надо делать одежду в соответствии с трендами, но при этом сохранять индивидуальность. Следовать больше в сторону концептуальности, чтобы за одеждой была история и человек понимал, о чем ты хочешь сказать. Мне кажется, именно это привлекает моих покупателей, потому что я не занимаюсь простым копированием и сколько продаю свои изделия, у меня всегда покупатель спрашивает: «А какая история за этой вещью? Как вы к этому пришли? Откуда у вас появилась такая идея?». И вещи с историей продаются намного лучше.

Например, у меня были изделия с орнаментами. Мои покупатели спрашивали: «Что означает этот орнамент? Как вы к нему пришли? Почему вы именно этот орнамент использовали?». Они хотят узнать подоплеку, историю, концепцию вещи.

Хотела еще рассказать интересный кейс. Во время учебы на вашем курсе меня несколько раз приглашали на фестивали. И организаторы-то смотрят у кого какой стенд, какие работы. И все мне говорили – я сама удивилась, что они это заметили, — «ты знаешь, у тебя самый стильный стенд, у тебя есть свой покупатель. И, что интересно, все европейские женщины, по внешнему виду которых видно, что это очень стильные, ухоженные женщины, они идут именно к тебе. Почему так?»

Это происходит, когда появляется свой узнаваемый стиль. Они в твоих изделиях видят отражение себя.

— Да. Ты понимаешь, мне это сказали абсолютно чужие, посторонние люди. Они говорят: «У тебя стенд не кричащий, не какой-то яркий, но он очень стильный». Все, даже посетители выставок, все подходили и говорили: «У вас самый стильный стенд. У вас очень громкое слово, у вас очень четкий посыл, который вы несете, и у вас свой покупатель. Ваш покупатель не похож ни на кого».

На курсе «Стань Дизайнером Одежды» мои студенты создают три коллекции: коммерческую, креативную и выпускную. Давай поговорим про твою выпускную коллекцию «Цвет Земли». Расскажи о ее концепции и процессе создания?

— Задача была с помощью натуральных материалов, таких как войлок и шелковые волокна, передать цвета и текстуры Земли. Меня вдохновили фотографии поверхности нашей планеты, снятые с высоты птичьего полета. Из кусочков шелковых тканей и волокон был выложен рисунок рельефа земли, передана текстура и фактура ландшафта. Выложенный рисунок вваливался в шерсть, и уже из сваленого войлока я делала выкройки деталей одежды, которые затем сшивались. Некоторые модели валяла из шерсти безшовным методом. Например брюки, свитшот, тунику. В моей работе важен экологический аспект: шелк, шерсть и натуральные волокна не загрязняют окружающую среду, а для окрашивания материалов использовались природные красители и растения.

Фото_2_професс разработки коллекции цвет земли.jpg

У тебя была выставка в Берлине на которой ты представила эту коллекцию. Насколько я помню, все изделия раскупили сразу же после выставки. Расскажи об этом опыте.

— На самом деле, еще до выставки в Берлине уже многие вещи были зарезервированы. Я отсняла коллекцию и пока ждала от фотографа обработанные фото, решила выставить фото без обработки у себя на странице в Facebook. Мне сразу же начали писать кучу людей и спрашивать цены, поступали предложения о сотрудничестве. На тот момент я даже не успела определиться с ценообразованием. 

Фото_3_коллекция цвет земли.jpg

В итоге, почти все изделия из коллекции «Цвет Земли» раскупили еще до выставки и я попросила покупателей взять вещи в Берлин, чтобы показать коллекцию, так как уже была договоренность с организаторами. Коллекция была выставлена в ноябре 2018 года в Messe Berlin — это один из самых известных выставочных центров Европы. Общая площадь 26 выставочных залов составляет 160 тыс. кв. м.

Фото_4_коллекция_цвет_земли.jpg

Какие отзывы были о твоей работе?

— Отзывы были очень хорошие. Так случилось, что все мои поклонники по социальным сетям, которые находятся в Европе, пришли посмотреть на мою коллекцию. То есть я их не знаю, а они меня знают и следят за моим творчеством, смотрят работы. И они все приехали в Берлин, чтобы посмотреть мою коллекцию. После показа на следующий день они опять пришли ко мне выразить свой восторг.

Фото_7_коллекция_цвет земли.jpg

Поздравляю! Ты выпустила коммерческую коллекцию, успешно показала ее в Берлине и продала. И теперь у тебя в копилке еще один реализованный проект! Расскажи о своих планах на будущее?

— Я хочу еще больше отточить свой стиль, свою эстетику. Хочу найти золотую середину между тем, чтобы делать суперсовременную одежду и более традиционную. И у меня, конечно, желание, чтобы мою одежду носили, чтобы я встречала ее на улице. Для меня самое главное, чтобы она была востребована. Сейчас я завершаю работу над своим портфолию и планирую начать сотрудничество с мультибрендовым бутиком в Будапеште, для которого буду создавать несколько эксклюзивных коллекций в год.

Это действительно очень круто и интересно. Скажи, что бы ты посоветовал тем, кто хочет стать дизайнером одежды?

— Конечно, я бы посоветовала поступить на курс «Стань Дизайнером Одежды» в самую первую очередь, и самое главное — слушать твои рекомендации. Я поняла одно: когда ты ведешь свои занятия, ты никогда ничего не говоришь лишнего, только по сути. Я считаю, что надо очень внимательно слушать, и несколько раз пересматривать, пока не дойдет весь смысл сказанного. Если просто последовательно, пошагово делать все, что ты говоришь, то все получится, потому что ты ничего не говоришь просто так и вообще очень уважительно относишься к своему времени и ко времени того человека, который учится на курсе.

Спасибо! Я горжусь результатами своих выпускников, и мне очень приятно, что вы цените обратную связь. Еще последний вопрос. Что бы ты посоветовала тем, кто хочет прийти к нам учиться, кто хочет развиваться как дизайнер, но сомневается?

— Я считаю, что никого нельзя слушать. Если кто-то в твоем окружении говорит что у тебя не получится, что для этого нужны супер вложения или какие-то особые условия — это все неправда. Надо просто найти время для себя. Если человек захочет, то он найдет возможность, а если нет, то будет искать причину. В первую очередь, надо себе задать вопрос: а мне это нужно или нет? И от этого отталкиваться. Если вы решите, что вам это нужно, то найдете и время, и финансы, и возможности. Я очень жалею, что не встретила курс «Стань Дизайнером Одежды» хотя бы на 10 лет раньше. Мне очень жалко.

Интересно, что когда я только начала записывать этот курс, то также подумала: «Почему не было такого курса, когда я только начинала заниматься дизайном?»

— Да. Я столько времени упустила, просто тыкаясь в непонятные стены. Я очень жалею, что я столько времени потеряла. Может быть, они сейчас нужны, но сейчас мне кажется, что я очень много времени зря потеряла, что я растрачивала себя непонятно на что. Я думаю, что если бы 10 лет назад я нашла этот курс, то у меня сейчас был бы суперкрутой популярный бренд в Кыргызстане.

У тебя и сейчас уже феноменальные результаты. Ты постоянно развиваешься и двигаешься в правильном направлении. У тебя четкие цели, свое видение. Я как раз хочу тебя с этим поздравить, потому что видно, что у тебя появился внутренний стержень, и ты понимаешь, как развивать свою марку.

— Кейт, это все благодаря вам. Когда я последнюю коллекцию выставила в социальных сетях, у меня такие пришли отзывы! Если, например, раньше просто говорили: «О, круто, классно!», все восхищались техникой, то теперь все восхищаются целостностью коллекции, тем, что она очень стильная, что она очень продуманная, что она очень последовательная. То есть именно это подчеркивают, понимаете? Очень конструктивные отзывы пишутся. Это мне больше всего нравится.

Фото_6_Коллекция_к_истокам.jpg

К тебе пришла более умная аудитория. Аудиторию, которая готова понять и оценить твой дизайн.

— Да, пришли именно ценители. Даже если, допустим, им не нравится какая-то вещь, но они видят, что коллекция целостная, что она что-то говорит, и что там все правильно и все происходит… связка есть, и человек, видимо, хочет донести какую-то мысль, они это улавливают. Мы начинаем разговаривать на одном языке и видим одними глазами. И очень приятно, что когда то, что ты хочешь сказать, находит отклик у других людей.

Кейт, я хочу тебе сказать одну вещь. Я восхищаюсь тем, что вы делаете. Не потому что вы это делаете, а потому что вы не побоялись это сделать. Я знаю, что это требует очень много душевных сил, ресурсов, финансов. Я сама проводила несколько раз мастер-классы по обучению. Это очень сложно, я это все знаю изнутри. Я вижу какую громадную работу вы на себя взвалили и просто восхищена вашей самоотверженностью. Я каждый раз смотрю и думаю: «Боже мой, что они еще придумают, что они еще сделают?», и просто удивляюсь тому, что вы так целенаправленно идете. Прямо хочется, чтобы у вас было побольше сил, чтобы вы не бросали это дело. Вы очень большие молодцы!


Комментарии (0)